Казахско-турецкие лицеи: достойный опыт

Казахско-турецкие лицеи прочно утвердили себя как учебные заведения, которые могут похвалиться высоким качеством знаний своих питомцев. В их опыте немало того, что, как представляется, полезно учесть и перенять в школьном деле.

Эта часть образовательной системы республики представляет собой солидный образовательный и научно-методический комплекс, состоящий из 24 лицеев и университета им. Сулеймана Демиреля, со своим автономным управлением в лице генерального директора, фондом, издательством и инфраструктурой, а также со своей недвижимостью. Он находится под опекой турецкого правительства и действует при непосредственной поддержке международного фонда «Katev», президентом которого является Али Токул, общественный деятель и известный меценат Турции.

За последние три года я со своими соратниками несколько раз посещал казахско-турецкие лицеи, расположенные в Алматы и его пригородном районе. Мы хотели ближе познакомиться с жизнью учащихся, уровнем их подготовки, рассказать о нашем университете и нашей готовности принимать их выпускников для продолжения образования. Мы побывали в учебных аудиториях и на внеучебных занятиях по индивидуальной подготовке мальчиков и девочек к различным смотрам и олимпиадам, близко общались с ними. Чтобы глубже узнать особенности образовательного процесса в лицеях, я посетил две довольно обширные выставки в здании Центрального музея в Алматы, где демонстрировались труды, программы и знания учащихся, методы и перспективы их обучения. Я с удовольствием принял приглашение руководства лицеев быть гостем на торжественном собрании в Астане, посвященном 10-летнему юбилею казахско-турецких лицеев, состоявшемся в конце прошлого года.

Казахско-турецкие лицеи пользуются большим авторитетом в стране и за ее пределами. Обучение начинается с 7-го класса, а на экономический факультет принимаются дети, окончившие 9 классов. На каждое из 60—70 учебных мест ежегодно претендуют по 10—12 кандидатов.

Воспитанники лицеев показывают лучшие результаты на международных, республиканских и региональных конкурсах, олимпиадах и на соревнованиях по математическим проектам. Достаточно сказать, за последние три года они завоевали 14 золотых, 30 серебряных и 37 бронзовых медалей на международных олимпиадах. Это около половины медалей, которыми награждены казахстанские школьники. Научные проекты учащихся лицеев по математике, физике и информатике за 1999—2002 годы отмечены 38 золотыми, 92 серебряными и 50 бронзовыми медалями республики. Выпускники лицеев — желанные абитуриенты во всех казахстанских и ряде зарубежных вузов. 97 процентов выпускников ежегодно поступают в университеты как нашей страны, так и других государств. За последние четыре года за рубежом обучались и обучаются сейчас 725 выпускников, из них в Российской Федерации — 104, в Турции — 548, в США — 10, в Египте — 18 воспитанников.

В чем состоит секрет успехов казахско-турецких лицеев? На этот вопрос обобщенно можно ответить так: это результат разумного планирования и организации учебного процесса и заботы об учащихся на протяжении всего времени их обучения.

Начнем с того, что хорошо продуман сам отбор учащихся. Это комплексная методика при которой задействованы и тестирование, и собеседование, и письменные ответы. Причем отбор проводится в два — три этапа в зависимости от числа поступающих, которых обычно бывает в 5—10 раз больше, чем вакантных мест.

На этом фоне правила приема в вузы, установленные Министерством образования и науки нашей республики, основанные на одноразовом централизованном комплексном тестировании, выглядят формальными и «неживыми». Они больше годятся для отчетности. Думается, что введены эти правила в основном для выигрыша времени, чтобы побыстрее провести процедуру приема. Ведь каждому из абитуриентов приходится одновременно отвечать на 120 вопросов по четырем предметам. Причем руководство вузов отстранено от ответственного процесса конкурсного отбора будущих студентов этого же вуза. Это сделано в угоду отдельным вузам, где проводится такое тестирование. И лишь теперь со сменой руководства министерства принимается решение об изменении со следующего учебного года «чиновничье-формального» характера тестирования для абитуриентов.

Поучительным примером в организации учебного процесса в казахско-турецких лицеях является его ориентированность на подготовку учащихся, вооруженных современными рамочными знаниями и воспитанных на идеях цивилизованного патриотизма. Мы видели новейшие учебные приборы и оборудование, установленные в учебных классах по физике и химии, наглядные стенды по литературе, истории и культуре Казахстана и Турции. Мы посетили и некоторые внеучебные, или «надклассные», занятия, которые наиболее подготовленные преподаватели проводили отдельно с одаренными ребятами в целях лучшей их подготовки к участию в будущих олимпиадах и соревнованиях. Причем такие занятия с постоянным составом проводятся малыми группами по 3—5 человек в течение нескольких лет.

В лицее существует институт воспитателей, следящих за выполнением учащимися режима дня и правил поведения в школьных классах и в местах общежития, за их настроениями и удовлетворением интеллектуальных и других запросов. Лицеисты учатся на льготных условиях, обеспечиваются трехразовым качественным и калорийным питанием. Общежитие, как правило, находится при учебном корпусе.

Секрет успехов казахско-турецких лицеев основан на постоянном внимании к ним со стороны казахстанского и турецкого правительств и турецких бизнесменов, в особенности международного общественного фонда «Katev», взявших на себя основное бремя содержания этих лицеев. Гордость лицеистов и преподавателей составляет то, что в разное время эти учебные заведения посетили Президент нашей республики Н. Назарбаев, Президент Турции Тургут Озал.

Следует особо отметить заслугу главного директора казахско-турецких лицеев господина Уная Озтюрка как умного, инициативного руководителя и организатора. От него исходят многие начинания, и на нем лежит руководство обучением и воспитанием учащихся. Сегодня казахско-турецкие лицеи вносят заметный вклад в среднее школьное образование в республике, в укрепление тесных связей между родственными народами — казахами и турками, между Казахстаном и Турцией.

Салык ЗИМАНОВ,
ректор Казахского академического университета,
академик Национальной академии наук РК
г. Алматы

Республиканская газета "Казахстанская правда"
17.09.2003
Rambler's Top100

BACK/НАЗАД

MAIN/ГЛАВНАЯ

Hosted by uCoz