«Нам чуждо высокомерие...»

В № 23 (27 ноября – 10 декабря 2002 г.) журнала «КонтиненТ» в рубрике «Главная тема» подборка материалов была посвящена Турецкой Республике. Сам факт старания понять суть сближения Турции с исконно братскими тюркоязычными государствами можно оценить как положительный. Такой шаг можно только приветствовать. В связи с этим выражаем свое уважение журналу и признательность за любезно предоставленную возможность выступить на страницах издания.

Как постоянным читателям журнала, нам импонирует в большинстве своем объективный, своеобразный подход издания как к внутренним, так и международным вопросам. Но нас привели в недоумение некоторые тезисы и высказывания отдельных авторов этой подборки. Например, в статье Абая Турсынова «Янычарская грамота» имеются очевидные неточности в части об «интересах в сфере среднего и высшего образования». Но все по порядку.

В статье говорится, что «...Сегодня же, по данным, которые предоставило нам турецкое посольство и координирующий работу КТЛ МОФ KATEV в Казахстане работают два вуза... «В Казахстане нет двух вузов, принадлежащих KATEV. Есть только один университет в ведении KATEV – универститет имени Сулеймана Демиреля (УСД).

Если исходить из тезиса, что любая информация – это уже реклама, а серьезный, независимый и заинтересованный читатель пожелает сам узнать из первоисточника, что же такое УСД, и не станет идти на поводу достаточно сомнительной, а порою просто неверной информации (благо, сегодняшний технический инструментарий дизайна предоставляет в этом смысле неограниченные возможности для самой буйной фантазии), то мы весьма признательны господину Турсынову за то, что благодаря его статье многие тысячи граждан РК, и не только, возможно, впервые узнали, что есть такой университет – УСД. Жаль, конечно, что господин Турсынов, который по своей (или, быть может, по чьей-либо еще) инициативе взявшись писать о нас не пожелал при этом получить информацию из первых рук. Статья у господина Турсынова в части, касающейся УСД, могла бы быть гораздо правдивее.

А чтобы интересующийся читатель все же не остался в неведении, мы кратко приведем некоторые факты. А в выводах уважаемый читатель определится самостоятельно.

УСД, учредителем которого является международный общественный фонд KATEV, официально открыт в декабре 1996 года Президентом РК Н.Назарбаевым и экс-президентом Турции С. Демирелем. В настоящее время университет представлен 3 факультетами – филологический, экономический и инженерный – и 5 специальностями: иностранная филология, переводческое дело, мировая экономика, менеджмент организации и программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники и сетей. В этом году предполагается открытие еще нескольких специальностей.

УСД обучает по программам в соответствии с Госстандартом образования РК. Цель создания УСД – способствовать укреплению дружеских и деловых связей между братскими народами РК и Турции на ниве образования и быть полезным в деле подготовки квалифицированных кадров для будущего страны. В этом смысле УСД полностью поддерживает и в своей деятельности следует пути развития, избранному народом Казахстана и его мудрым, проводящим тонкую и сбалансированную политику, руководством.

Возвращаясь к статье «Янычарская грамота», нельзя обойти вниманием и тему казахско-турецких лицеев, при освещении которой господин Турсынов, очевидно, не обладал (или не захотел) достоверной информацией.

В статье сказано, что «местные стандарты соблюдаются турками, как минимум, на среднем республиканском уровне, а к финансированию этих лицеев казахстанская сторона не имеет практически никакого отношения». К сведению господина Турсынова, казахско-турецкие лицеи открываются совместно с местными властями. Областные акиматы являются основными учредителями этих школ. Расходы за электричество, воду, газ и т.д. оплачиваются местным бюджетом. Они открывались и продолжают открываться на основе двустороннего Соглашения!

В статье есть еще одно «оригинальное» утверждение следующего содержания: «... Одно время в алматинских казахско-турецких лицеях наблюдался явный перекос в сторону изучения турецкой истории и культуры. Понятно, что делалось это за счет других «историй». Родители, конечно вмешались, но как сегодня обстоят дела в регионах – точно не известно».

Если автор в «полной решимости» желает бросить тень на что-то, то его ничего не может остановить. Но от этого до смешного один шаг. Всем родителям и всем тем, кто причастен к обучению в КТЛ, хорошо известно, что занятия ведутся строго по программе, утвержденной Министерством образования и науки РК. Настоящая учебная программа лицеев утверждена приказом № 300 от 29.06.1999. Тем более, утверждение, что якобы «родители включились...», является полнейшим вымыслом, так как в программе до этого дня вообще не стоял вопрос об обучении турецкой истории и культуре казахстанских детей и тем более инцидента с родителями никогда не было!

На вопрос «Чему учат казахстанских детей в казахско-турецких лицеях?» лучше всего ответят достижения казахско-турецких лицеев.

Одним из самых важных показателей достижений казахско-турецких лицеев являются успехи на областных, республиканских и международных предметных олимпиадах и уровень поступления выпускников лицеев в высшие учебные заведения после 1995-1996 учебного года, когда был осуществлен их первый выпуск.

Учащиеся казахско-турецких лицеев уже в течение нескольких лет становятся призерами областных, республиканских и международных предметных олимпиад. Так, количество медалей, полученных учащимися казахско-турецких лицеев на областных олимпиадах, проведенных в период с 1994-го по 2002 год, составляет 1525, из них 481 золотая, 467 серебряных, 461 бронзовая и 116 поощрений. На республиканских олимпиадах – в общей сложности 262, в частности 55 золотых, 86 серебряных, 88 бронзовых и 33 поощрения. Количество медалей, полученных на международных олимпиадах, проведенных в этот же период, составляет 124, в частности 21 золотая, 35 серебряных, 50 бронзовых и 18 поощрений.

Начиная с 1996 года (год первого выпуска) по сей день процент поступления выпускников лицеев в вузы достаточно высок. Наши выпускники учатся в вузах Казахстана, Турции, Европы и Америки.

После этой краткой статистики, которая, полагаем, небезынтересна читателям, отметим, что фонд KATEV постоянно и повсеместно стремится совершенствовать свою деятельность с максимальной пользой для сферы образования Казахстана. И в этом стремлении критика, в том числе и со стороны, может только помочь. Конечно, если она доброжелательна и имееет под собой почву объективности. В этом случае мы всегда открыты для обсуждения наболевших проблем.

Но, очевидно, лучше всесторонне изучить вопрос, а уж потом анализировать. Только тогда может быть достигнут положительный результат. Всякие теории, не имеющие под собой твердой почвы, вполне могут быть идеями, которые могут навредить общественному мнению.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что нам чуждо проявление высокомерия в какой бы то ни было форме или навязывание каких-либо идеологических и прочих мотивов. Наша единственная цель – это укрепление понимания и дружбы между братьями, какими являются народы Казахстана и Турции, через сотрудничество по линии образования.

Генеральный директор казахско-турецких лицеев Унал Озтурк
(Стилистика автора сохранена).
журнал «КонтиненТ», №3 (90) 12 - 25 февраля 2003 г.
Rambler's Top100

BACK/НАЗАД

MAIN/ГЛАВНАЯ

Hosted by uCoz